8 (952) 579-03-04
8 (952) 579-06-05
г.Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, д.80/29

Психология танца

Главная / Психология танца

 

На нашем сайте вы можете получить краткую консультацию у танцевального психолога, обсудить психологические проблемы в танцевальном спорте и бальных танцах.

 

Рубрику ведет танцевальный психолог, тренер педагог  Татьяна Шатоха

  • РГУ-Ростов-на-Дону (Ростовский государственный университет), ф-т Психологии, Специалист, Магистр

 

Рука 1

Очевидно, что большинство  всех тренеров по танцам  беспокоит текучка в клубе, в школе танца или в своей группе: наборы в группы все меньше, и многие стабильно бросают занятия  танцами.

- Причина вроде лежит на поверхности: не всем же быть танцорами?

Каждый может попробовать и понять: «Не мое это!». Или может просто надоело.

Но есть и другая, более серьезная и скрытая проблема: это тренер. Это тот человек,  к которому вы пришли научиться танцевать, от которого вы ждете результат, и не важно,  результат это стать чемпионом или результат просто хорошо двигаться.

Каждый тренер стремиться сделать себе рекламу и это правильно, но сравните две рекламы:

- Ваш тренер – призер чемпионата России, участник чемпионата мира, мастер спорта, и т.д. и т.д.

- Ваш тренер – Тренер по танцам, стаж преподавание 10 лет

Бесспорно, большинство выберет первую рекламу и вполне аргументировано -   призер… участник…  мастер, да просто даже одно то, что ты можешь сказать, что, занимаешься у титулованного преподавателя, подымает твое самооценку и оценку у окружающих.header-intro-special

НО бытует мнение - хороший спортсмен, никогда не станет хорошим тренером. (я бы заменил слово «никогда» на «не всегда»)

Думаюэто суждение спорно, но и есть свои подводные камни. Дело в том, что чтобы стать хорошим спортсменом, необходимо очень сильно концентрироваться на себе, такая, несколько своеобразная форма нарциссизма. Что бы стать хорошим тренером, надо быть "развёрнутым" во вне, надо уметь отдавать, и никогда не забывать учиться, но не для себя и конкретного результата, а для того, чтобы суметь передать эти знания кому-либо, одним словом необходимо быть "открытым".

Новоиспеченный тренер видит твои ошибки, и он может показать, как станцевать правильно, а тренер со стажем видит как эту ошибку исправить и что нужно сделать для исправления ошибки.

Это суждение не аксиома (и прекрасные спортсмены, становятся отличными тренерами), но практика и опыт показывает обратное.  

Итог, мы получаем результат, что танцор ушедший к титулованному танцору-тренеру  получает поверхностные знания и выходя на соревнования, проигрывает. И после ряда проигрышей такой спортсмен начинает перебирать тренеров. И уж совсем плачевный итог, такой спортсмен бросает танцы.

Рассмотрим еще одну причину, почему из за тренеров бросают танцы.

Не редко натыкаешься на рекламу таких преподавателей

–Тренер, 2 года обучался танцу в лучшей школе Росси, прошел семинары и мастер классы у титулованных чемпионов, победитель различных фестивалей и т.д. Заманчиво вы скажете, да человек много обучался, знает всю актуальную информацию.

И народ идет к такому тренеру, но почему то, спустя время группа начинает распадаться и народ уходит, и  в лучшем случае, если к другому тренеру, а в основном бросают.бальные-танцы-5

НО – задумайтесь – 2 года – за этот срок можно только научиться базовым основам танца и уж ни как не преподаванию. Поэтому, спустя время народ понимает, что научиться не чему не может и бросает. 

И другой пример из жизни. Как то одному тренеру  задали вопрос:
-Почему не хочешь готовить ребят, так что бы они ездили на соревнования, ты же можешь?
Ответ был таким:
- А зачем, они выиграют, мне придётся кататься с ними по всей России на турниры. А у меня семья, мне надо деньги зарабатывать, а не кататься по России с одним или двумя спортсменами, которые потом навыступаются и уйдут из клуба.

Все эти суждения спорны и есть и исключения,  и есть практика из опыта.

Но тренер, это не только профессиональный спортсмен в прошлом, тренер, это тот человек,  который прошел все этапы становления преподавателем – помощник тренера, старший тренер и прошедший не одно обучение.

Каждого настоящего тренера (учителя, педагога), в первую очередь, должно волновать развитие ученика, а не личные амбиции или свои титулы. Распознать в себе, что же все-таки волнует больше, довольно просто: если после безрезультативного выступления хочется разнести все в «пух и прах», испепелить судей, которые «засудили» его танцора, короче, внутри полно негатива – здесь явно нереализованные личные амбиции. Если же после выступления тренер спокойно и открыто обсуждает с танцорами, что у них получилось, а что не очень, если тренер дает максимально правдивую оценку выступлению, а не результату, то очевидна забота об ученике и его развитии.

Задача тренера искренне захотеть и сделать основной целью, чтобы ученик научился танцевать лучше, чем учитель.

Проверьте истинность следующий убеждений:

- хороший тренер кричит, плохой беспричинно хвалит

- хороший тренер стремится выжать из ученика результат, плохой стремится быть хорошим

- хороший тренер загоняет ученика в режим, плохой потакает прихотям и слабостям танцора

- хороший тренер ценит каждую минуту тренировки, плохой прямо на тренировке  угощает тортиком

- хороший тренер всегда недоволен результатом ученика на соревнованиях, плохой же обвиняет во всем судей.

Каждый хороший танцор (спортсмен, ученик, личность) просто обязан полагаться, в первую очередь, на свое внутреннее чувство уникальности и уверенности, а не на оценку окружающих и уж тем более на различную рекламу. Это самое полезное умение для растущего человечка. Если для танцора гораздо важнее поощрение (похвала тренера, медаль, кубок), а не кайф от самого процесса танца, то жди беды – в конкурентной соревновательной среде победы не такое уж частое явление.77347-01  kopiya

Выход 1: поднять свою самооценку и прекратить обижаться на всех и вся, поверить в себя и научиться получать кайф от самого процесса танца, а не от результата.

Выход 2: тщательно поищите и подберите тренера, который подходит именно вам, а затем полностью доверьтесь ему; наберитесь терпения – процесс обучения танцам долог и сложен.

ВПШ.

 

Мысли вслух .....

 

Очень многие тренера говорят -
танец должен начинаться из нутри
Ваш танец это не сухая техника исполнения!

Но как, как это сделать или как почувствовать
- давайте попробуем подойти к этому через Ваше
внутренне Я
- вы посмотрели, увидели новое движение,
и вы пытаетесь шаг за шагом его пройти
и сделать правильно иначе планка самооценки
упадет на паркет, НО ни чего не получается,
ноги двигаются не в ту сторону, мозг команды не подает
- ЧТО ДЕЛАТЬ?
- но вы же видели как танцуется это движение
- ДА - ваши глаза записали это видео в папку
"не нужное" и убрали в архив.
Но все же попробуйте прокрутить эту запись в голове,
вытащите ее из архива и посмотрите еще раз
- ПОСМОТРЕЛИ? - стойте не танцуйте,
не повторяйте, включите блок фантазии у себя в голове
(ну только не говорите что он отсутствует, он у каждого идет в комплекте)
...и представьте как вы танцуете этот элемент, этот танец,
посмотрите как вы его красиво выполняете,
посмотрите это видео со своим участием,
посмотрите как вы классно и грациозно двигаетесь. 
Нажмите кнопку СТОП, включите музыку,
и прокрутите видео со своим участием еще раз
......еще раз.....и вот вы уже чувствуете как ваше тело
откликается на это шикарное видео и классного танцора,
и вот вы начинаете двигаться по паркету и вы уже не вспоминаете,
что какая то нога должна идти влево или вправо,
ваше тело в так музыки глядя на видео с классным танцором ( напоминаю это вы на видео) без запинки танцует наисложнейший элемент.
ВЫ ПОБЕДИТЕЛЬ !

ВПШ.

 

ТРЕНЕРОВКА....или почему?

 

Давно назревала одна ситуация для размышления. 
Отношение к замечаниям на тренировках.
В практике делового общения есть тезис: делают замечания – значит, слышат (активно слушают и слышат, вдумываются). Применимо к нашим тренировкам можно сказать, что: делают замечания – видят и хотят улучшить. 
Замечание – это просто констатация факта. И если тренер через весь зал на разминке орет «Диана, спина!», то это означает лишь то, что Диана ослабила контроль над спиной, и его надо вернуть, привлекая внимание к этой зоне. Не более. 
Иногда банан – это просто банан (З. Фрейд). Не ищите тайных смыслов там, где их нет. Пожалуйста.
Поверьте, мы делаем замечания, когда складывается несколько факторов:
1 – проблема действительно есть. 
2 – мы знаем, как ее можно быстро исправить
3 – мы точно знаем, что конкретный человек, получающий замечание, имеет возможности исправить эту проблему.
Если нет хотя бы одного фактора – замечание не делается, ибо это бессмысленно. 
По первому пункту все логично и без объяснений. Хотя – мы иногда слышим от вас «ну я же делаю!». Делаете, но недостаточно. Иногда ваше тело дает вам не совсем корректный ответ. Изнутри чувствуется, что все зашибись как круто, а снаружи видны недостатки. Мы сами неоднократно попадали в подобные ситуации. Это лечится. Видеосъемкой. Танцуешь – тебя снимают – ты смотришь и ужасаешься думаешь, что и как можешь исправить, чтоб было красиво ))
По второму – если мы видим ошибку, но не уверены точно в ее причинах и исправлениях, мы стараемся замечание не делать, а наблюдаем и ищем пути решения, обсуждаем между собой… Поэтому, если вы ловите наш задумчиво-серьезно-недовольный взгляд на себе, не фантазируйте на тему «оужс, я кошмарный лох». Вполне возможно, что он относится не к вам лично, а к той проблеме, которую мы решаем. И не менее возможно, что он вообще относится не к вам, а нашим тренерским спорам ))
И по третьему. Мы делаем замечания тогда, когда понимаем, что ученик обладает достаточными умственными (знаниями о схемах элементах, о технике, о работе мышц и пр…) и физическими (мышечными) способностями, и имеет определенный двигательный опыт, натанцованность. 
Поэтому любое замечание означает, что мы видим ваш потенциал, и просто направляем его еще чуть дальше. Оно не означает, что вы тупки, лохи, лентяи (хотя иногда это проскальзывает), убогие и *придумайте еще 200 эпитетов в том же духе сами*… Оно означает, что вам есть куда двигаться.
Вместе с тем, бывают ситуации, когда мы не делаем замечаний, а говорим «продолжай работать в том же духе». Это не означает (в свете вышесказанного) что двигаться некуда, потому что не делаются замечания. Это означает, что сейчас создается основа для будущих умений. Движения должны вбиться в мышечную память многократным правильным повторением, так, чтобы вы потом, не задумываясь и не контролируя, танцевали правильно. Элемент, станцованный правильно 1-2 раза под жестким контролем разума, мышечную память не создает, увы. Поэтому многократные повторения, конечно, скучны, но в будущем они окажут вам хорошую услугу. 
Пока это все (пока. Есть еще некоторые моменты, которые хочется зацепить)…. Подумайте, поразмышляйте. 
Будут вопросы – постараюсь ответить.

ТВШ.

Продолжение о тренировках - как обычно мысли в слух для раздумья.

  • Режим и структура тренировок определяется тренером в зависимости от того, какие цели и задачи ставятся перед спортсменами на данном этапе. Соответственно, отношение к тренировкам - это по сути отношение к тем целям и задачам, которые ставит тренер. 
    Если вам важно достичь поставленных целей (целей которые вы сами хотите достичь) через решение конкретно поставленных задач - вы будете серьезно относиться к тренировочному графику. Ну, а если нет - ... не рассчитывайте на прогнозируемый результат. Он у вас всегда будет случайным, т.е. зависящим в основном не от вас, а от внешних факторов (состав судей, состав пар, природные факторы, настроение и т.п.). 
    Проблема отношения спортсменов к тренировкам существует только потому, что они, во-первых, не до конца представляют, как же должен выглядеть тренировочный процесс в принципе; во-вторых, недооценивают роль тренера в этом процессе, зачастую вступая с ним явно или неявно в спор. 
    Наверняка вам приходилось сталкиваться с тем, что уже надоевший основной шаг какого либо танца в очередной раз отрабатывается на тренировке. При отработке основ всегда ставиться цель, не просто танцевать основной шаг, а использовать определенный фактор для отработки этого шага. 

  • А теперь в голове прокрутите назад тренировки, те тренировки на которых вы отрабатывали основной шаг, какие цели ставились и были ли они одинаковы. Этот анализ позволяет подходить к элементу с разных сторон, в то время как название остается одно – отработка основного шага. 
    Так вот и в чем явный и не явный спор с тренером и соответственно конфликт, спортсмен – «….опять основной шаг», следствие вялое отношение к отработке, итог тренировки – пирамида которая до этого строилась на других тренировках рушиться, отбрасывая спортсмена назад. 
    Задача тренера - владеть всеми компонентами тренировочного процесса и уметь сочетать их в оптимальном соотношении для пары и ситуации, чего зачастую не видит сам спортсмен или пара. 
    В этом нет ни чего нового, один не большой пример – на данный момент очень много тренировочного и обучающего видео, казалось бы – бери, копируй, танцуй и ты победитель! Но назовите мне одного спортсмена который достиг результата без тренера?

  • Немного о соревнованиях – что есть соревнования? 
    Попробуйте ответить на такую задачку – тренировка + соревнования = ?
    Почти уверен, многие после = поставят победа, а вот тут можно поспорить. 

  • Серьезные тренировки это и есть залог победы на соревнованиях, так ответят многие и по своему будут правы, т.е. соревнования это «финиш» ваших тренировок! 
    Но давайте по другому посмотрим на соревнования (т.е. Финиш) – соревнования и есть тренировка, тренировка облаченная в другую форму, которая в свою очередь помогает достичь результата. И соревнования есть специфический тренировочный процесс, к которому нужно относиться так же серьезно. Многие соревнования воспринимают как красивое действие и ожидание победы, а на самом деле это сложный тренировочный процесс.

ВПШ

Рука 2